Критерии определения сложности электротехнических аварий, принятые в нашей службе

Для обоснования количественных лимитов фотофиксации (минимального числа фотографий, которые электрики обязаны делать во время выполнения заявок) в нашей Диспетчерской аварийно-ремонтной службе приняты критерии определения сложности электротехнических аварий.

Мы выделили три уровня сложности — первый (простые или, если воспроизвести наш неофициальный термин, «смешные» аварии), второй (аварии средней сложности) и третий (сложные аварии). Третий уровень мы решили разделить на два подуровня — 3 а и 3 б. Ниже опишем признаки каждого уровня — фактически это и есть критерии определения сложности электротехнических аварий. В скобках для каждого уровня укажем лимиты — минимальное количество хороших фотографий, которое мастер обязан сделать при выполнении заявки.

Итак…

Аварии 1-го уровня сложности (не менее 5 качественных фото).

Аварии 2-го уровня сложности (не менее 10 качественных фото).

Аварии 3-го «а» уровня сложности (не менее 15 качественных фото).

Аварии 3-го «б» уровня сложности (не менее 20 качественных фото).

Внимание! Если признаки аварии размыты, и она чётко не подходит под описание определённого уровня сложности, сомнения следует трактовать в сторону повышения уровня, и, соответственно, в сторону ужесточения количественных требований.

И ещё один важный нюанс. Если Вы читаете внимательно, то наверняка отметили, что в тексте выше было многократно употреблено словосочетание «качественные фото». Почему?

А потому, что в зачёт идут не абы какие фотографии, а только те, что не стыдно опубликовать на официальном сайте — с нормально выстроенной композицией, достаточной резкостью и детализацией, соответствующие сюжетному ряду — позволяющие отследить процесс диагностики и устранения неисправности во времени (подробнее об этом в статье «Критерии оценки качества фотофиксации»). Мастер может десять раз снимать один и тот же кадр, но в этом случае лучшая попытка будет засчитана как одно фото, а остальные девять окажутся информационными отходами.

Предвидим вопрос (строго говоря, тут и предвидеть ничего не надо — этот вопрос реально задавали мастера нашей службы в период внедрения обязательной фотофиксации производимых работ): если авария очень простая, дел-то всего только автомат включить в этажном щите, тогда что там снимать?

Даём, можно сказать, пошаговую инструкцию.

Поскольку в нашем примере мастеру досталась предельно простая авария (1-й уровень сложности), с точки зрения лимита ему достаточно сделать лишь 5 нормальных фотографий. Но можно и больше (лучше)! Например, так.

Фото 1. Квартирный электрощит, общий план. Как правило, на такой фотографии видно, что все автоматические выключатели находятся в положении «включено» (если хозяева пытались восстановить электроснабжение самостоятельно), либо часть автоматов выключена — обычно это общий автомат (если его наличие предусмотрено схемой квартирного щита) и автомат той группы, где возникла проблема (короткое замыкание или значительная перегрузка).

Фото 2. Проверка наличия напряжения на вводе квартирного щита с помощью индикаторной отвёртки (пробника). Композиция фото должна обеспечить демонстрацию руки электрика с зажатым в ней пробником, касающимся вводного контакта общего автомата (во многих новостройках — общего УЗО). Отсутствие свечения индикатора свидетельствует об отсутствии напряжения на вводе в квартирный электрощит.

Фото 3. Демонстрация отсутствия света — фотография неработающего светильника, чаще всего — коридорного подвеса или бра.

Фото 4. Этажный щит с закрытыми дверцами, общий план.

Фото 5. Открытый этажный щит, общий план. В линейке вводных автоматических выключателей квартир виден отключившийся автомат.

Фото 6. Отключившийся вводный автомат квартиры, крупный план.

Фото 7. Рука мастера (звучит-то как, да?), возводящая рычажок отключившегося автоматического выключателя.

Фото 8. Автомат включен. В линейке вводных автоматических выключателей квартир теперь все автоматы пребывают в положении «включено».

Фото 9. Демонстрация появления света — фотография светильника, который уже был запечатлён на фото 3, но уже работающего — излучающего свет.

Как видите, всё получилось! И фотооотчёт готов (руководство будет довольно, да), и фотоматериалы можно использовать для рекламы и пропаганды услуг аварийного электрика через официальный сайт — смотрите: было плохо, мы приехали, поработали, и стало хорошо! 

Разумеется, чуть выше был продемонстрирован упрощённый и даже в чём-то формальный подход к фотофиксации. Для создания действительно качественного фоторяда, обладающего свойствами репортажа (опять напомним, что это важно — на основе фотоматериалов пишутся статьи, размещаемые на сайте службы), надо снять кое-что ещё! Авария ведь не происходит просто так! У неё есть причина… Кроме того, в процессе восстановления электроснабжения мастер может увидеть что-нибудь интересное, что может обогатить опыт электриков нашей службы, что можно преподать в пропагандистском ключе и т. д. и т. п.

Как видите, можно сделать ещё больше фотографий. Впрочем, об этом чуть позже…

Давайте рассмотрим процесс фотофиксации ещё раз, снова. Как говорится, повторение — мать учения.

Во-первых, было плохо — отсутствовало электроснабжение, не было света (фото 1-3).

Во-вторых, мы грамотно поработали — провели диагностику (фото 2, 4-6) и совершили действия, направленные на восстановление электроснабжения квартиры (фото 5-7).

В-третьих, стало хорошо — электроснабжение восстановлено, свет появился (фото 8 и 9).

В-четвёртых… Сюрприз!!! На самом деле фотографий 1-9 для действительно качественного, полноценного фоторепортажа недостаточно! В дополнение к уже описанным девяти фотографиям можно (и даже нужно!!!) снять ещё несколько кадров.

Например, у любой (даже у «смешной») электротехнической аварии есть причина, и крайне желательно её зафиксировать на фото. Это может быть сгоревшая со «взрывом» лампа накаливания (часто при этом ещё и колба лампы отделяется от цоколя, и это тоже стоит сфотографировать) или несколько единиц мощной бытовой техники, эксплуатировавшихся одновременно (типичная ситуация — включение нескольких обогревателей в межсезонье, когда уже холодно, но центральное отопление ещё не работает).

Итак, Вы увидели, что даже на основе примитивнейшей аварии (в результате перегрузки или случайного короткого замыкания) можно легко, не напрягаясь и ничего не высасывая из пальца, сделать десяток (как минимум!) информативных фотографий. Поэтому у руководства нашей службы вызывают в лучшем случае недоумение (в худшем случае — суровые санкции) высказывания отдельных мастеров…

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что фотофиксация в нашей службе — это не прихоть начальства и не развлечение, не дополнение к работе электрика, а её неотъемлемая часть.

Фотографировать свою работу необходимо всегда!!! Даже если в какой-то момент Вам покажется, что без этого можно обойтись, что Вы уже неоднократно снимали нечто похожее во время выполнения аналогичной работы, что Вы уже были на этом конкретно объекте или что Вы уже и так почти заслуженный фотограф.

Фотографировать нужно не только процесс и результат устранения электротехнических неисправностей, но и выполнение плановых электромонтажных работ, которыми электрики нашей службы время от времени тоже занимаются. Но это уже другая история.

Если ты всё это знаешь, но постоянно или эпизодически делаешь вид, что не понимаешь, тогда ты саботажник и вредитель!

Существует управленческое мнение, что если информация плохо доходит через голову, её нужно вводить «через задницу» (в эпоху воинствующих гей-парадов, вероятно, стоит пояснить, что здесь имеется в виду порка ремнём) — через выработку условного рефлекса на наказание. В определённых условиях подобный подход, конечно, может давать результат, но…

Лимиты (количественные требования) фотофиксации по определению не могут быть основным стимулом для создания качественных фотоотчётов. Лимит — это изобретение для отъявленных лентяев, чтобы не дать им «скатиться в пропасть», а также для новичков… 

Вообще-то лентяи у нас не задерживаются (более того, они как правило отфильтровываются на ранних стадиях процесса трудоустройства), поэтому лимиты благотворно влияют лишь на новичков. Потом люди втягиваются в процесс, начинают реально понимать зачем это нужно, видят результат, видят, как правильное отношение к фотофиксации благотворно влияет на размер заработной платы электрика.

Даже в деятельности рядового электрика нашей аварийной службы присутствует элемент предпринимательской активности. Специфика работы порождает необходимость думать и делать как предприниматель.

Электрик на объекте обязан сам оценить обстановку, провести результативные переговоры с заказчиком, принять решение и претворить своё решение в жизнь. Да, регламенты и инструкции по выполнению заявок существуют и работают, но они представляют собой лишь «скелет», а наращивание «мяса» (причём качественного «мяса») — задача электрика.

Нашего электрика поощряет или наказывает само Дело. Люди, не способные (или не желающие) учиться у Дела, у нас не задерживаются.

Возможно, у Вас возник вопрос (особенно если Вы осилили-таки эту статью полностью) — зачем Вам нужна эта информация, что Вы будете с ней делать?

Ответ очень простой. Данная статья опубликована в рубрике «Наша служба» и, как и все прочие статьи этой рубрики, адресована потенциальным соискателям вакансий электрика нашей Диспетчерской аварийно-ремонтной службы. Она призвана помочь соискателям составить первичное представление о порядке работы, принятом у нас, и, возможно, сделать предварительные выводы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *